Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

01.02.2023

Семинар-практикум для педагогов "Играя, развиваем речь!"

Цель: Обучить педагогов игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной работы на занятиях по развитию речи.

Задачи:

1. Заинтересовать педагогов к овладению правильного артикуляционного уклада для детей с ОНР;

2. Показать педагогам особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;

3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

4. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики;

6. Повысить уровень компетентности педагогов в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;

Участники семинара: 8 - 6 педагогов дошкольного образования и воспитателей интегрированной и специальной группы, учителя- дефектологи Борщанокова О.Н. и Дубровская Е.В. (ведущие практикума).

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!», памятка «Веселые упражнения для пальчиков»

Выступление учителей-дефектологов и демонстрация презентации «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Строение речевого аппарата

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Он состоит из коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Как образуются звуки речи?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей  артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.

Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких - сближаться и вибрировать. 

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень.   Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей.

Игры с ватными шариками, бутылочками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки) . Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Фокус» или «Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук . Это очень нравится детям.

Обратите внимание! Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения свистящих звуков.

Упражнения с чупа-чупсом: «Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  • Сжать чупа-чупс губами и удерживать его 5-10 секунд.

  • Удерживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

  • Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать упражнение «чашечка», положить в чашечку леденец и удерживать леденец только языком в течении 5-10 секунд.

  • Поднять широкий язык к небу упражнение «грибок», прижать язык леденцом снизу к небу.

  • Выполнять движение леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Все педагоги получили эффективные практические навыки и положительный эмоциональный настрой!

      

Разделы сайта